top of page

Если бы Эдуард Кузнецов был с нами…

  • Админ
  • Jan 30
  • 4 min read

29 января в Иерусалимской городской библиотеке состоялся вечер памяти Эдуарда Кузнецова.


Ведущая вечера Марина Концевая с Йосефом Менделевичем, участником "Операции "Свадьба", узником Сиона
Ведущая вечера Марина Концевая с Йосефом Менделевичем, участником "Операции "Свадьба", узником Сиона

Если бы Эдик был жив, мы бы отпраздновали его 87-летие. Но Эдика уже больше года нет. Более двух лет нет Ларисы. Вечер начался с записи «Молитвы» Булата Окуджавы в ее исполнении – и у многих в уютном зале библиотеки перехватило дыхание: и сегодня невозможно смириться с потерей тех, благодаря кому, как скажет позже журналист и редактор Вера Рыжикова, мы стали в Израиле теми, кем стали и кем являемся сейчас.



Вера Рыжикова, журналист и редактор
Вера Рыжикова, журналист и редактор

 

Клара Эльберт, основатель и бессменный директор столичной русской библиотеки, рассказала: после смерти Эдуарда Кузнецова его дочь Анат Залмансон-Кузнецова передала в библиотеку семейный архив Эдика и Ларисы и их бесценную домашнюю библиотеку - десятки редчайших, уникальных книг с автографами авторов, включая первые издания книг Эдуарда Кузнецова, написанных им в ГУЛАГе и тайно переданных на Запад.


Клара Эльберт, директор Иерусалимской городской библиотеки
Клара Эльберт, директор Иерусалимской городской библиотеки

В распоряжении Иерусалимской библиотеки оказался и портрет Ларисы Герштейн, украшавший стену Дома, где все мы не раз бывали и всегда – даже в моменты страшных кризисов - чувствовали себя счастливыми.


Открывая вечер, Марина Концевая, журналист и ведущая YouTube канала «Концевые новости из Иерусалима», напомнила: если бы не дерзкая «Операция «Свадьба», если б не попытка угона из СССР самолета и разразившийся вслед за ней громкий международный скандал, все мы не обрели бы свободы. Не было бы ни алии-70, ни Большой алии-90. Эдуард Кузнецов, Марк Дымшиц, Сильва Залмансон, Йосеф Менделевич и другие участники «Операции «Свадьба», рискуя жизнью, прорубили для советских евреев окно в Израиль, на свободу, но и цену заплатили за это непомерно высокую: Кузнецов и Дымшиц были приговорены к расстрелу, Менделевичу впаяли 15 лет лишения свободы.


Йосеф Менделевич, участник "Операции "Свадьба", на вечере памяти Эдуарда Кузнецова
Йосеф Менделевич, участник "Операции "Свадьба", на вечере памяти Эдуарда Кузнецова

Приглашенный на вечер Йосеф Менделевич рассказал, как он познакомился с Эдуардом Кузнецовым и как они готовились к угону самолета. Но он не считает свою отсидку в ГУЛАГе высокой ценой за свободу советских евреев. Для него лагеря стали еще одним этапом нравственного формирования и духовного самосовершенствования, потому что там сидели не только уголовники, но и инакомыслящие, диссиденты.


Борис Девятов, бывший узник Сиона
Борис Девятов, бывший узник Сиона

Бывший узник Сиона Борис Девятов передал ведущей вечера копию письма президента Израиля Ицхака Герцога, направленного родным Эдуарда Кузнецова после его смерти в декабре 2024 года. В письме, среди прочего, сказано, что бесстрашная борьба Эдуарда Кузнецова за репатриацию советских евреев вписана в историю Страны яркой страницей. «Нет сомнений, что книги и статьи Эдуарда Кузнецова продолжат оставаться живым свидетельством не только дела всей его жизни, но и его уникального творческого дара», - подчеркнул президент Израиля.


Выступает Лев Меламид
Выступает Лев Меламид

Лев Меламид, бессменный заместитель главреда Кузнецова, рассказал, как создавалась в 1990 году газета «Время», по каким причинам нам – почти всем редакционным коллективом – пришлось уволиться из медиаконцерна «Маарив» и как мы готовились к выходу первого номера «Вестей», ставших самым влиятельным в стране русскоязычным СМИ. Напомнил Меламид и о тираже «Вестей», который на пике популярности газеты значительно превышал тираж «Гаарец», позиционирующей себя как «газета для думающих людей».


Именно в эпоху кузнецовских «Вестей» израильским премьерам, министрам и лидерам политических партий пришлось в авральном порядке создать в своих пресс-службах новую штатную единицу - пресс-атташе по связям с русскими СМИ, напомнил Лев Меламид. Кузнецовские «Вести» уверенно завоевали видное место на международной арене – нашу газету постоянно цитировали иностранные СМИ.


Лев Меламид особо подчеркнул: на всех этапах существования «Времени» и «Вестей» редколлегия прилагала максимум усилий к тому, чтобы издание было сбалансированным – на страницах кузнецовских газет публиковались мнения представителей правых и левых (по израильским стандартам) взглядов. Несмотря на это, корреспонденты той же газеты «Гаарец» и другие откровенно левые СМИ постоянно обвиняли нас в правизне. Кузнецов хладнокровно держал удар. Пройдя все круги ада в бывшем СССР, он, как никто другой, понимал: свобода слова – наивысшая ценность западной демократии. И ее (как выяснилось уже после освобождения из ГУЛАГа) тоже надо уметь защищать.


К 1999-му году, когда политическая борьба между левым и национальным лагерями достигла наивысшего накала, хозяева «Вестей» - руководство медиаконцерна «Едиот ахронот» - решили избавиться от главреда-«вольнодумца». Эдуарду Кузнецову предложили перебраться в Нью-Йорк и открыть там американское отделение израильской газеты. Кузнецов отказался. В 1970-м он рисковал жизнью ради получения права на выезд в Израиль, а не в Америку! Инструментарий давления был исчерпан – Кузнецова решили уволить. В знак протеста против увольнения национального героя заявление об уходе написали ведущие журналисты и редакторы «Вестей».



Журналист и редактор Борис Ентин
Журналист и редактор Борис Ентин

 


Борис Ентин, журналист и редактор «Вестей», тоже был среди тех, кто счел недопустимым увольнение героя борьбы за предоставление советским евреям права выезда в Израиль. Выступая перед участниками вечера памяти Эдуарда Кузнецова, Борис поделился с присутствующими воспоминаниями об этом уникальном человеке.


Журналист и редактор региональных приложений Григорий Кульчинский
Журналист и редактор региональных приложений Григорий Кульчинский

Журналист Григорий Кульчинский много лет был редактором региональных приложений «Вестей». На вечер памяти Эдуарда Кузнецова он приехал из Хайфы, где живет с начала 1990-х. Со светлой ностальгией Григорий привел несколько незабываемых эпизодов, касающихся совместной работы с Эдиком.


Журналист и редактор Сергей Подражанский
Журналист и редактор Сергей Подражанский

В конце 1999 года, когда произошел «тектонический сдвиг» и полураспад коллектива основателей газеты, журналист и редактор Сергей Подражанский занимался книгоизданием и уже пару лет не работал «Вестях», где начал свою израильскую карьеру в 1992 году. Внезапно о нем вспомнили. И настоятельно предложили вернуться.


Единственный человек, с которым Подражанский счел нужным посоветоваться, был Эдуард Кузнецов – тот самый, уволенный (!). Кузнецов сказал: «Возвращайся и работай!» Еще один штрих к портрету сильной благородной личности…


Журналист Дима Брикман
Журналист Дима Брикман

Выступил на вечере автор программы "Детский недетский вопрос" журналист Дима Брикман, который вместе с Евгением Финкелем, главным редактором портала Newsru.co.il, в последние годы был частым гостем в Доме Кузнецова-Герштейн и интервьюировал Эдика и Ларису.


Завершился этот вечер - необыкновенно яркий, запоминающийся, наполненный светлой грустью – показом фрагментов интервью Эдуарда Кузнецова, который сказал: «Не будь сволочью – и многое тебе дастся, и многое простится».


Фото: Евгения Кравчик

Comments


bottom of page