Газета "Вести" и ее главный редактор Эдуард Кузнецов
- Лев Меламид

- Dec 9, 2025
- 3 min read
История газеты «Вести» - это история борьбы русскоязычной общины в Израиле с израильским истеблишментом. Я работал практически во всех выходящих в Израиле на русском языке в 80-90 годах прошлого столетия печатных СМИ. Из них десять лет - в газетах «Время» и «Вести», руководимых Эдуардом Кузнецовым, человеком, благодаря мужеству которого стала возможной репатриация евреев Советского Союза на Землю обетованную. И благодаря которому «Вести» стали рупором этой общины, с которым считались израильские власти на всех уровнях.

До «Вестей» остальные русскоязычные издания были мало профессиональными, с журналистской точки зрения, и представляли интерес разве что перепечатками из советской прессы времен перестройки и первых лет после распада СССР.
Цель журналистики – это противостояние диктату власти и истеблишмента. И если в годы существования «Вестей» большую часть времени у власти находился «Ликуд», то истеблишмент в своем абсолютном большинстве оставался все тем же, которым был до «переворота» 1977 года, все тем же приверженцем просоциалистических идей Рабочей партии. Нам же, сотрудникам редакции «Вестей», эти идеи были что красная тряпка для быка, выведенного на арену. И не потому, что мы были такими правыми, как это понимают сегодня в Израиле, а потому, что время жизни на родине исхода было тогда еще достаточно близко со временем проживания в Израиле. В одном из интервью того периода в газете «Гаарец» меня спросили, отчего газета «Вести» правая. Я ответил, что мы не позиционируем себя как правая газета, наша установка быть такой газетой, где правым и левым всегда есть место. Но, что поделать, если наши журналисты правых взглядов…
Я написал «мы», однако это «мы» есть выражение позиции главного редактора, Кузнецова. Для него главным всегда была свобода выражения своих взглядов, лишь бы они были изложены понятным и грамотным языком. Так, в «Вестях» была еженедельная колонка Йоси Сарида, лидера ультралевого МЕРЕЦа, человека остроумного и хорошего рассказчика, чем он и блистал в своих статьях. Наряду с этим была своя колонка и у Нетаниягу, относившегося к «Вестям» с большим почтением и уважением, были колонки и у других лидеров правых партий.
Вспоминаю случай, когда после появившегося в одной из ивритских газет интервью с тогдашним главой правительства Биньямином Нетаниягу он похвалил «Вести» и сравнил с… газетой «Правда»! Прочитав это, я в гневе пришел к главному редактору, говоря, что это за бля…во, сравнивать нашу газету с советской «Правдой»?! Кузнецов успокаивал меня, вразумляя, что это от безграмотности и ничего такого Нетаниягу не имел в виду. А уже в час ночи у меня дома раздался телефонный звонок. «С вами будут говорить из канцелярии главы правительства», - раздалось в трубке. А потом хорошо узнаваемый голос Биби: «Ты меня не понял, я сказал, что ваша газета пишет только правду». Ни тебе здрасьте, ни шалом… Таков был Кузнецов – в обиду своих не давал. Надо же - позвонил самому главе правительства и потребовал извинения за допущенную оплошность по отношению к «Вестям»!
Было и такое: нашу редакцию навестил Эхуд Барак, глава «Аводы», готовившийся тогда к предстоящим прямым выборам премьера. Однако Кузнецов не вышел встречать его, и водить будущего премьера по редакции вынужден был я. Кузнецов, как всегда, оказался прозорлив и уже в те годы распознал в нем политического интригана (и это еще мягко сказано), суть которого особо явственно раскрылась в двадцатые годы ХХI-го столетия.
Я вспоминаю эти истории для того, чтобы показать, насколько «Вести» были толерантны по отношению к тем или иным партиям и их лидерам. Главной установкой редакционной политики был интерес читателей, которому мы неукоснительно следовали.
В 2000 году кузнецовская газета «Вести» перестала существовать. Ее хозяину (к сожалению, без хозяина с денежным мешком существовать невозможно), издательскому концерну «Едиот ахронот», стал невтерпеж независимый характер «Вестей», и главному редактору предложили оставить газету – предложили перевести его в Нью-Йорк и организовать там филиал «Вестей». Кузнецову было абсолютно ясно, что это предложение совершенно нереально для него, и в лучшем случае такой филиал просуществует год, а то и меньше, а Кузнецов окончательно потеряет авторитет в «Вестях». Это было очевидно и для большинства сотрудников редакции. Поэтому тогда все они встали вместе со своим главным редактором и ушли из «Вестей».
А потом… Для меня это уже другая история, не связанная с «Вестями»...



Comments