Заседание кассационного суда 29 декабря 1970 года
- Админ
- Oct 27, 2025
- 3 min read
Updated: Dec 13, 2025
Власти явно торопились: решение кассационного суда было вынесено в беспрецедентно сжатые сроки - черезх 5 дней после оглашения приговора.

29 декабря 1970 г. в 10.00 утра в Москве, в помещении Верховного суда РСФСР, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР в составе Председателя Верховного Суда РСФСР Л.Н. Смирнова и членов Верховного Суда РСФСР М.А. Гаврилина и В.М. Тимофеева приступила к рассмотрению кассационных жалоб подсудимых и их адвокатов.
В зале заседаний присутствовало около десятка "представителей общественности", родственники некоторых подсудимых, а также академик А.Д. Сахаров.
Член коллегии Верховного Суда РСФСР М.А. Гаврилин коротко изложил обстоятельства дела. Затем выступили адвокаты подсудимых, в основном повторив свои речи, произнесенные в Ленинградском городском суде. Только адвокат Сарри высказал Верховному Суду существенно новое положение в связи с тем, что в приговоре Ленинградского городского суда его подзащитному Хноху вменялись эпизоды, которые к нему не имели никакого отношения.
В 14.30 был объявлен перерыв, который продлился до 16.00 часов.
После перерыва суд работал еще 20 минут, и в 16.20 заседание судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 29 декабря закончилось.
Судебное заседание 30 декабря открылось в 9.30 утра. В зал суда, как и накануне, был допущен академик А.Д. Сахаров.
Суд заслушал выступление прокурора Похлебкина, которое длилось 10 минут. В своей речи прокурор высказался за смягчение приговора Дымшицу и Кузнецову, мотивируя это тем, что преступление не было совершено и что смертная казнь в СССР - мера исключительная.
В 9.40 суд удалился на совещание.
В 11.00 было оглашено определение Верховного Суда РСФСР.
Из ОПРЕДЕЛЕНИЯ (подлинный текст был выдан на руки осужденным после кассационного суда):
Кузнецов, не оспаривая тяжкой вины перед государством, просит заменить смертную казнь другим наказанием.
/............................../
Адвокат Лурьи просит заменить Кузнецову смертную казнь лишением свободы. Адвокат Лурьи просит учесть, что способ нападения на экипаж самолета не предусматривал опасности для жизни и здоровья членов экипажа, что Кузнецов не имел отношения к группе при возникновении умысла на измену Родине, не был активным руководителем группы.
Адвокат Лурьи считает, что действия Кузнецова не содержат состава преступления, предусмотренного ст. ст. 15 и 93-1 УК РСФСР.
По мнению адвоката, умысел Кузнецова был направлен на временное использование самолета для осуществления действительного преступного замысла, а не на присвоение.
Поскольку у Кузнецова умысла на обогащение, присвоение в данном случае не было, не было и состава преступления в этих его действиях.
/............................./
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в кассационных жалобах, выслушав объяснения защиты и заключение прокурора, судебная коллегия нашла приговор Ленинградского городского суда в отношении Дымшица М.Ю., Кузнецова Э.С., Менделевича И.М., Залмансон С.И., Залмансона И.И., Альтмана А.А., Хноха Л.Г., Федорова Ю.П., Мурженко А.Г., Пэнсона Б.С., Бодни М.А. законным и обоснованным.
Все перечисленные осужденные в своих показаниях в суде первой инстанции не отрицали, что намеревались совершить побег из Советского Союза за границу, для чего пытались с применением имеющихся у них средств нападения силой захватить советский самолет АН-2 и перелететь на нем в шведский город Боден. Для реализации этих преступных намерений осужденные проводили соответствующую организационную деятельность.
Ленинградский городской суд правильно квалифицировал эти действия осужденных по ст. ст. 15-64 200 пункт "а" и 72 УК РСФСР. Наличие у осужденных Дымшица, Кузнецова, Менделевича, Залмансон Сильвы, Залмансона Израиля, Альтмана, Хноха, Федорова, Мурженко и Пэнсона умысла на измену Родине установлено совокупностью материалов дела.
В частности, готовясь к побегу за границу, участники преступной группы составили и обсудили так называемое "Обращение" антисоветского клеветнического содержания, где излагались враждебные советскому строю побуждения, вследствие которых они намеревались совершить измену Родине.
Непосредственное участие в составлении и редактировании этого обращения приняли осужденные Менделевич, Кузнецов, Залмансон Израиль, причем Менделевич и Залмансон подписали "Обращение" не только от своего имени, но и от имени Альтмана, Дымшица, Хноха и Пэнсона.
Осужденные Дымшиц, Кузнецов, Залмансон Израиль, Залмансон Сильва заявили, что по прибытии за границу они намеревались просить у соответствующих властей политическое убежище.
Наличие у осужденных изменнических целей подтверждается также тем, что большинство из них (Кузнецов, Менделевич, Залмансон Израиль, Залмансон Сильва, Альтман, Хнох) систематически занимались изготовлением и размножением враждебной советскому строю литературы, а также хранили у себя произведения антисоветского содержания.
Умысел осужденных на измену Родине подтверждается также характером, направленностью, осуществлявшейся ими в течение длительного времени, начиная с осени 1969 года, организационной деятельностью по подготовке изменнического акта, выражающегося в захвате самолета, применении насильственных действий по отношению к экипажу его и бегстве за границу. По изложенным основаниям судебная коллегия находит необоснованными просьбы кассаторов об изменении квалификации действий осужденных со ст. ст. 15-64 пункт "а" и 72 УК РСФСР на ст. ст. 15-83 УК РСФСР.
"Антиеврейские процессы в Советском Союзе (1969-1970). Изд. Еврейский университет в Иерусалиме - Центр по исследованию и документации восточно-европейского еврейства, стр. 187-202



Comments