"Для выезда на постоянное жительство в Израиль"
- Админ
- Nov 24, 2025
- 3 min read
Updated: Dec 22, 2025
Эдуард Кузнецов на допросе в Ленинградском городском суде (1970): "По месту моей работы в Риге я не мог получить характеристику, т.к. работал там, говорят, слишком недолго. Я поехал в Москву, а потом в Струнино, полагая, что там я трудился достаточно долго, чтобы надеяться на получение этой бумажки. Когда я сказал начальнику отдела кадров, что приехал из Риги специально за характеристикой, он удивился, сообщив, что они могли бы выслать ее мне по почте.

"Видите ли, - смущенно пояснил я, - то учреждение, которое требует мою характеристику, настаивает, чтобы на ней стояло: "Для выезда на постоянное жительство в Израиль". (Легко объяснимая предосторожность ведь характеристику - просто так - получить не составляет особого труда). Не буду описывать эмоционально-демагогических реакций начальника отдела кадров на мое пояснение, скажу только, что мне было велено явиться на следующий день к председателю фабкома, и тот после ряда банальных вопросов типа "зачем ты едешь в Израиль?" и "Что тебе там делать?" вдруг огорошил меня: "А если завтра моего сына пошлют защищать арабов ты что же, - стрелять в него будешь?" Ну как тут было не спросить :"А разве ваш сын уже вернулся из Чехословакии?" Характеристику мне, естественно, не дали.
Кто как реагирует на откровенные издевательства. Можно ждать из года в год - чему много примеров, - жить, сидя на чемоданах, с великим трудом собирать ежегодно документы - кому это под силу - для подачи их в ОВИР, писать объяснения на тему, что в Израиле у тебя родственники, что Израиль-твоя истинная родина, что ты стремишься туда по духовно-национальным соображениям и получать ответы типа :"Жилплощадью и работой вы обеспечены, материально от родственников, проживающих в Израиле, не зависите и потому оснований для разрешения на выезд нет". Это не по мне.
Я счел себя ущемленным в праве на эмиграцию и заключил, что имею моральное право ответить на цепь беззаконных актов - правонарушением, охватываемым диспозицией ст. 83 УК РСФСР. Я имею в виду незаконный выезд за границу, караемый сроком до 3-х лет.
Я заявляю, что акт, на совершение которого мы покушались, квалифицирован обвинением ложно. Нам инкриминируют умышленные действия в ущерб государственной независимости Союза ССР. Совершенно очевидно, что прямым умыслом каждого из нас был выезд за границу. В период предварительного следствия я с унылым упорством пытался выяснить у всех трех следователей, поочередно работавших со мной, и у прокурора Пономарева, что надо понимать под посягательством на государственную независимость СССР в данном конкретном случае. Несмотря на убогость их фантазии, я все же понял, что дело сводится по преимуществу к причинению ущерба престижу СССР, ибо наш побег был бы ложно обыгран вражеской пропагандой. Ну, во-первых, ориентироваться при оценке тех или иных деяний на клеветнические обыгрыши так называемых врагов - занятие несолидное, а во-вторых, вряд ли кого-нибудь из нас остановило бы предположение, что этот побег послужит укреплению престижа СССР. Ни СССР, ни его престиж не определяли наших действий и намерений.
С юриспруденцией у меня шапочное знакомство /всего лишь вторая судимость!/, в следственном изоляторе мне категорически отказываются дать какуюлибо юридическую литературу /я не могу получить даже конституцию СССР!/, поэтому свои соображения я не могу подкрепить соответствующими ссылками и цитатами. Однако мне хотелось бы отослать суд к книге "Особо опасные государственные преступления", вышедшей где-то в году 1965, там утверждается, что измена родине может быть совершена лишь с прямым умыслом причинения ущерба государственной независимости СССР. Наличие такого умысла у нас следствием не установлено. В данном случае можно говорить только об эвентуальном умысле, каковой состава измены родине, на мой взгляд, не образует.
"Антиеврейские процессы в Советском Союзе (1969-1970)". Изд. Еврейский университет в Иерусалиме - Центр по исследованию и документации восточно-европейского еврейства


Comments