Эдуард Кузнецов + Лариса Герштейн
- Админ
- Dec 3, 2025
- 2 min read
Updated: Dec 15, 2025
Имя Эдуарда Кузнецова известно не только свободомыслящим израильтянам и россиянам, но и англоязычному миру. Не потому, что Кузнецов свободно владел английским. А оттого, что в самые темные (для соцлагеря) времена он боролся за свободу.

Свободу мысли и слова.
Свободу передвижения.
Свободу от удушающей тоталитаристской идеологии.
Свободу быть тем, кто ты есть. И - кем хочешь быть.
И жить там, где - с твоей, сугубо субъективной точки зрения - тебе хочется жить, дышать полной грудью, говорить с друзьями громко, а не вполголоса, постоянно оглядываясь на окна (плотно ли закрыты?) и телефон – нет ли в нем "жучка"?..
Благодаря Эдуарду Кузнецову и его немногочисленным (по тем временам!) единомышленникам "железный занавес" дал первую брешь: многолюдные демонстрации в США и Западной Европе с требованием свободы выезда из СССР сделали свое дело. В начале 1990-х в Израиль прибыла Большая, или «колбасная» алия – более миллиона советских евреев.
Об Эдуарде Кузнецове - дважды политзаключенном, в юности отсидевшем за "измену социалистической родине" и приговоренном в 1970 году к смертной казни за попытку угона на Запад самолета, - известно многим. Но мало кто знает, каким был в повседневной жизни и общении этот человек-скала, абсолютно бесстрашный борец, выкованный из особо устойчивого к страху и конформизму материала.
В декабре 2024 года Эдуарда Самойловича Кузнецова не стало. Всего на год он пережил свою вторую жену Ларису Герштейн. Блистательная певица и музыкант, одаренный переводчик с русского на иврит и с иврита на русский, Лариса до последнего дня, до последнего вздоха ухаживала за Эдиком. В последний год своей жизни она поступилась практически всем: почти не выступала. Редко выезжала к друзьям и родным из поселка Моца-Илит в предгорьях Иерусалима. К тому моменту здоровье Эдика серьезно пошатнулось. И хотя семья Кузнецовых-Герштейн имела право на получение от государства круглосуточной сиделки, Лариса выхаживала мужа сама.
«Разве можно оставить Эдика на чужого человека?! - недоумевала она, когда кто-то из подруг в который раз пытался уговорить ее пригласить «метапелет» (так называется сиделка на иврите). - Вместе мы работали на радио «Свобода», вместе вернулись из Европы в Израиль, потому что только здесь евреям свободно дышится. Вместе принимали чуть не каждую неделю сотрудников газеты «Время», а потом и «Вестей». Израильских вестей. Свободных! Как же я Эдика оставлю?!»
Сейчас Эдика нет. Нет и Лары. Многие израильтяне, как и постоянные слушатели радиопередач с участием Ларисы в США, чувствуют, что осиротели. Каждый из нас - тех, кому посчастливилось работать с Эдуардом Кузнецовым, втайне мечтал: вот освобожусь хоть чуть-чуть от домашних хлопот и нескончаемой суеты (войны, теракты, новые войны) - съезжу в Моцу, возьму грандиозное, эпохальное интервью у Эдика и Лары и опубликую… Сниму фильм. А еще лучше - книгу напишу!..
Повезло - считанным. Чудом успели! Их материалы публикуются на нашем сайте, который бывшие сотрудники и близкие друзья Эдуарда Кузнецова и Ларисы Герштейн посвящают светлой памяти обоих. Потому что (так нам, по крайней мере, кажется сейчас) таких одухотворенных, талантливых от Б-га, бесстрашных, внутренне свободных людей, как Эдик и Лара, больше не будет.


Comments