top of page

Кузнецов и Буковский убеждали Запад бойкотировать Московскую олимпиаду

  • Админ
  • Nov 1, 2025
  • 5 min read

Публикуем интервью Жака Анри и Ги Скарпетта с Эдуардом Кузнецовым и Владимиром Буковским, напечатанное в французском журнале «Art Press» в марте 1980 г.


Обложка журнала Newsweek, январь 1980 г.
Обложка журнала Newsweek, январь 1980 г.

Не так давно Эдуард Кузнецов и Владимир Буковский побывали в Париже, где приняли участие в пресс-конференции, посвященной правам человека в Советском Союзе и бойкоту Олимпийских игр в Москве. Конференция была организована Московским Комитетом прав человека. Перед возвращением Буковского в Англию и Кузнецова в Израиль оба любезно согласились ответить на наши вопросы. К ним присоединились Наталия Горбаневская и переводчица Ольга Свинцова.


- Почему вы выступаете за бойкот московских Олимпийских игр?


Кузнецов: Как можно не провести параллель с Берлинскими играми 1936 года? Без сомнения, это были первые мюнхенские игры, предшествовавшие серии подобных событий. Бойкот — это способ выразить наше мнение о происходящем в Советском Союзе в сфере прав человека и в связи с вторжением в Афганистан. Агрессия со стороны бесчеловечного режима не может быть позитивным событием. Москва пытается использовать Олимпийские игры в политических целях, поэтому сами эти Игры стали политическим событием, и бойкот должен быть формой протеста Запада против того, что происходит на востоке. Наша надежда, как бы нереалистично это ни звучало, - помочь нашим друзьям, которые остаются там и продолжают страдать. Возможно, бойкот заставит кремлёвских лидеров задуматься.


Буковский: Мне особо нечего добавить. Если игры состоятся, лидеры (СССР – админ) воспримут это как одобрение своей внутренней и внешней политики. В таких обстоятельствах им будет всё равно, как вы решаете проблему. У них будет оправдание, и они будут использовать его в пропаганде. Разве они уже не заявляли, что Олимпийские игры станут «великим историческим событием» (цитата из их газет)? Это значит, что они хотят, чтобы их признали как любую другую нацию, чтобы получить возможность заранее оправдать свои будущие действия.


Кузнецов: Чтобы доказать важность, которую Советы придают этим Играм, не следует забывать, что в 1972 году, когда Никсон посетил СССР, в Украине произошла серия арестов, и КГБ заявил, что сделал это намеренно, что использовал этот визит для усиления репрессий.


- Какие виды репрессий в связи с Олимпийскими играми вас беспокоят, и начались ли они уже?


Кузнецов: За последние три месяца было арестовано более сорока человек - при других обстоятельствах с ними бы этого не случилось. Более того, женщина, занимающаяся вопросами прав человека…


Горбаневская: Особенно сейчас, когда колеблются, арестовывать ли женщин…

Буковский: Были арестованы и двое священников, всемирно известные люди, и ясно, что, если бы не приближающиеся игры, отец Дудко не попал бы в тюрьму. Но это лишь один аспект вопроса, потому что страдает и обычное местное население.


Дети покидают Москву


Горбаневская: Все семьи с детьми должны уехать, убраться подальше от Москвы.


Буковский: Составляются списки нежелательных лиц, настоящие полицейские досье. В них даже указывают, кто, например, склонен к алкоголизму. И этих людей переселяют подальше от Москвы. Даже ворчунов, которые жалуются в очередях на улицах на нехватку продовольствия, забирают в КГБ и аннулируют их «прописку» (регистрацию), и для них это катастрофа. Более того, по смежному вопросу, прерывание строительных работ осуществляется за счет населения; поставки продовольствия используются во время игр, чтобы показать, что мы в стране правильно питаемся, и в результате дефицит продуктов усугубляется, провинциальные склады грабят в пользу Москвы. По Москве сейчас ходит горькая шутка, очень точно отражающая положение обычного человека перед лицом будущих иностранных гостей: «Мы пережили сталинские чистки, мы пережили нацистское вторжение, так что, пожалуй, нам стоит пережить и Олимпиаду».


Игры на оккупированной территории


Кузнецов: Правда, у многих людей апокалиптическое предчувствие и видение реальности. В этом контексте страшного ожидания все заявления спортсменов, которые говорят, что хотят только бегать или прыгать, звучат совершенно нелепо, они оторваны от реальности. Кроме того, этими заявлениями они предают сами принципы, на которых изначально были основаны Олимпийские игры. В те времена, задолго до Иисуса Христа, лавровые венки возлагались на головы тех, кто демонстрировал физические результаты, а также тех, кто соответствовал определенным моральным критериям, то есть от людей ожидали гармонии. Все принципы Олимпийских игр будут нарушены в Москве. Мы изучили Олимпийскую хартию: в ней черным по белому написано, что это политическое событие, что Игры не могут быть организованы в стране, находящейся в состоянии войны, в стране, где существует религиозная дискриминация, как в случае с СССР. Более того, согласно правилам Олимпийского комитета, право организовывать Олимпиаду принадлежит стране, а не городу. Однако что произойдет в данном конкретном случае? Часть Игр пройдет в Эстонии, то есть на оккупированной территории, аннексия которой никогда не признавалась. Кроме того, существует Комитет по подготовке Игр, в состав которого входят члены советского правительства, в том числе министр внутренних дел и три бывших заместителя премьер-министра.


Буковский: В Играх также принимает участие начальник отдела пропаганды Центрального комитета и минимум два сотрудника КГБ, один из которых был выслан из Соединенного Королевства.


Запад отступает


- Давайте поговорим, если вы не возражаете, о последствиях этих Игр здесь, на Западе. Все политические партии, будь то большинство или оппозиция, многие интеллектуалы, даже те, кто иногда высказывается по вопросам прав человека, выступили в поддержку Олимпийских игр. Как вы интерпретируете такое поведение?


Кузнецов: Они не понимают, что сейчас идет глобальное противостояние между двумя системами. Бойкот - это небольшая битва, которую нужно рассматривать в контексте более масштабного конфликта. Ясно, что Запад отступает и, безусловно, проиграет эту битву.


Горбаневская: Запад верит или хочет верить, что мы находимся в состоянии мира.


Буковский: Если бойкот увенчается успехом, это станет способом показать Советскому Союзу, что демократические страны едины в борьбе против тоталитаризма. Если это произойдёт, это докажет бессилие последних, и это будет означать приглашение к вторжению в новый Афганистан.


Кузнецов: А что должны делать афганские спортсмены? Им тоже следует ехать в Москву? Здесь опять же, похоже, мы, без сомнения, вне политики…


Буковский: Я слежу за этой кампанией бойкота уже два года, и замечаю, что реакция на Западе разнообразна и порой меняется. Американская пресса отреагировала довольно позитивно, британская тоже.


- А что насчет Франции? Разве влияние коммунистической партии не является по-прежнему сильным?


Буковский: Я не знаю, является ли влияние коммунистической партии решающим. Мне кажется, это сугубо французская болезнь.


- Вы слышали о симпозиуме по психоанализу, который недавно состоялся в Тбилиси, в Грузии?


Буковский: Да, конечно. Если б только французские и итальянские психоаналитики и психиатры поехали туда протестовать против репрессий… К сожалению, этого не произошло.


Горбаневская: По возвращении во Францию ​​они написали, что грузинские и российские психиатры настолько умны, что провели этот симпозиум вопреки воле правительства. Нужно быть действительно невежественным в отношении реалий советской жизни, чтобы писать такую ​​чушь.


Буковский: Я, конечно, иностранец, я здесь не живу, поэтому могу судить о Франции только поверхностно, но мне кажется, что французов преследует психологическая тоска: французы хотят быть большими и сильными, они хотят этого изо всех сил, но у них не получается. Для них сила заключается в противостоянии Америке. Какое странное, слегка лицемерное и хвастливое отношение, ведь, в конце концов, Америка не собирается завтра же вторгнуться и оккупировать их. Однако они боятся противостоять СССР. Всё это, следовательно, бессмысленная игра…


Буковский: Всё это довольно странно, ведь, например, в Англии лидеры разных политических партий слушают нас с интересом. Не так давно Тэтчер принимала Гинзбурга, там также можно  встретиться с сенаторами, бизнесменами и профсоюзными деятелями. В Германии мы можем поговорить с оппозицией, но с правительством - невозможно. Во Франции всё очень просто: мы не смогли ни с кем поговорить, потому что нас никто не приглашал.


Горбаневская: За исключением редких случаев, когда нас надеются использовать в целях французской внутриполитической борьбы.


Первые жертвы


Кузнецов: Тревожно то, что западная интеллигенция использует левую фразеологию и средства борьбы, заимствованные из советской системы, и пытается с их помощью решить некоторые местные проблемы, будучи при этом абсолютно уверенной, что то, что произошло в Советском Союзе, здесь не может повториться. Они играют в очень опасную игру. И те же самые люди слева вполне могут стать первыми жертвами собственной халатности. Не будем забывать, что число жертв советских лагерей исчисляется миллионами.


Добавим, что причиной бойкота Олимпиады в Москве стал ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 года. Инициатором бойкота выступил президент США Джимми Картер, потребовавший отмены или переноса Олимпиады. Бойкот поддержали США, Канада, ФРГ, Япония (более 60 стран), благодаря чему он стал  крупнейшим в истории олимпийских игр.



Comments


bottom of page