Выступления общественности после вынесения приговора
- Админ
- Nov 3
- 2 min read
26 декабря 1970 года, в день вынесения приговора по делу о попытке угона самолета, 40-летний врач Меир Гельфонд из Москвы направил в "Амнести интернешнл" следующее письмо:

"АМНЕСТИ ИНТЕРНЕЙШЛ", ПАРИЖ
БЫВШИМ УЗНИКАМ КОНЦЛАГЕРЕЙ
Друзья!
К вам обращается бывший заключенный концлагеря, В 1949 году я был арестован и решением Особого Совещания при МГБ СССР осужден на 10 лет заключения в лагерях строгого режима за "участие в еврейской националистической организации и националистическую пропаганду".
Пять с половиной лет я провел в тюрьмах и лагерях в числе "безродных космополитов", "агентов мирового сионизма", "инженеров-вредителей", "врачей-отравителей". Я обращаюсь к вам в связи с процессом, который только что закончился в Ленинграде. На нем были осуждены на смертную казнь два человека, а девять человек - на длительные сроки заключения. Еще один человек из этой группы ожидает суда в военном трибунале, значит, над ним также нависла угроза смертной казни.
Осуждены люди, много лет тщетно добивавшиеся разрешения на выезд в страну, которую считают своей Родиной. Отчаявшись получить разрешение, они намеревались без согласия властей покинуть СССР на двенадцатиместном самолете, чтобы попасть в Израиль.
Декларация Прав Человека гарантирует всем людям право покинуть любую страну, в том числе и свою, и поселиться в другой стране. Это право не противоречит и советскому законодательству. Суд не пытался искать виновных среди тех, кто нарушил это элементарное право и толкнул подсудимых на отчаянный шаг.
Суд "не заметил" тех мер предосторожности, которые подсудимые намеревались предпринять, чтобы не подвергнуть опасности жизнь летчика. Суд "не заметил" таких деталей, как официальное заключение экспертов о практической нереальности задуманного мероприятия.
Суд счел “несущественным", что попытка захватить самолет не была осуществлена, а подсудимые только "...покушались на осуществление" (газета "Ленинградская Правда"№ 301, 25 декабря 1970 г.).
Суд беспощадно расправился с одиннадцатью. Намерение этих людей захватить самолет явилось только поводом для расправы. А ее истинная причина - стремление терроризировать десятки тысяч евреев, рвущихся в Израиль.
Только что в ФРГ к пожизненному заключению был приговорен убийца сотен тысяч людей Штангль, комендант Треблинки. Суровый приговор недавно был вынесен в Ленинграде группе карателей, загубивших в годы Второй мировой войны множество жизней.
Неужели такой же кары заслуживают люди, не пролившие ни капли крови? Люди, все преступление которых состоит в том, что они покушались на государственную собственность (самолет)?
Друзья! Я обращаюсь к вам с призывом: если вам по ночам еще снятся тюрьмы и этапы, карцеры и лагеря, пусть ваш голос во всем мире прозвучит в защиту одиннадцати.
Я обращаюсь к тем, кто выжил на Воркуте и на Колыме, в Освенциме и в Треблинке. Обращаюсь и к тем, кого только вчера мировая общественность спасла от греческого концлагеря.
Мы прошли дорогой страданий и смерти, и наш долг сейчас - спасти тех, кого ведут по этой дороге. Спасти! Иначе жизнь теряет всякий смысл.
Меир Гельфонд, врач, 40 лет
Бывший заключенный № 1Р 515 "Речлаг’а" п/я № 175/9 статьи: 58-10, часть 2, 11 срок: десять лет. Москва, Б-76, Короленко, Э, корп. 2, кв. б5
телефон: 268-23-28.
"Антиеврейские процессы в Советском Союзе (1969-1970)". Изд. Еврейский университет в Иерусалиме - Центр по исследованию и документации восточно-европейского еврейства, стр.



Comments